На главную страницу ICQ: 309870098
  











ЖУРНАЛ »  2007, Nº2 »  ТЕЛЕМЕХАНИЗАЦИЯ ОБЪЕКТОВ ДОБЫЧИ И ТРАНСПОРТА...

ТЕЛЕМЕХАНИЗАЦИЯ ОБЪЕКТОВ ДОБЫЧИ И ТРАНСПОРТА ГАЗА: ИСТОРИЯ, ДОСТИЖЕНИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ
А.Х. Валиев, А.П. Петрухин - СКБ "Газприборавтоматика", О.В. Ситников - ОАО "Газавтоматика"
119435, г. Москва, Саввинская наб., д. 25-27, стр.3, а/я 641
тел. (495) 246-63-45, 245-80-90, 247-08-29
факс (495) 245-80-62
e-mail: gazauto@gazauto.gazprom.ru
www.gazavtomatika.ru
    Телемеханизация объектов газодобывающих и газотранспортных предприятий ОАО «Газпром» актуальна сегодня как никогда. Если 10–15 лет назад телемеханика была лишь исключительно инструментом диспетчера КС по контролю за состоянием только линейной части газопроводов, то в настоящее время ее роль качественно изменилась и расширилась.
    Проводимая комплексная телемеханизация в составе АСУТП предприятий и отрасли в целом обеспечивает:
    - повышение надежности работы системы газопроводов, газовых промыслов за счет контроля в режиме реального времени за давлением, температурой газа, защитным потенциалом и другими физическими параметрами газа, состоянием телеуправляемого кранового хозяйства, расходом газа с автоматическим анализом полученных результатов. Контроль в режиме реального времени за работой газопроводов, газовых промыслов и автоматический анализ результатов там, где есть телемеханика, обеспечивается современными средствами вычислительной техники на уровне ДП КС. Одновременно с оснащением ГРС системами, передающими данные диспетчеру, обеспечивается контроль расхода газа по всем телемеханизированным ГРС;
    - подготовку информации с нижнего уровня управления(уровень ЛПУ, УМГ) для работы в составе отраслевой ОИИУС;
    - интеграцию с граничными системами, функционирующими на удаленных объектах предприятий ОАО «Газпром». В настоящее время комплексные и целевые программы предприятий по созданию и внедрению ОИИУС предусматривают телемеханизацию всех объектов ЛПУ (УМГ) для получения объективной информации в режиме реального времени с линейной части газопроводов, ее обработки и передачи в ЦПДУ ОАО «Газпром»;
    - предотвращение и локализацию аварий на линейной части и других объектах, снижая тем самым потери газа;
    - повышение технологической дисциплины эксплуатационного и обслуживающего персонала (своевременная ревизия и контроль состояния технологического оборудования, соблюдение регламентов и распорядка дня, умение диспетчера использовать телемеханику в аварийных ситуациях).
    В 60-х гг. прошлого столетия одновременно с развитием добывающих и транспортных технологий газовой отрасли появилась насущная потребность в дистанционном контроле и управлении технологическими объектами, т. е. в телемеханизации магистральных газопроводов. Этот период можно считать начальным этапом в разработке целого семейства средств телемеханизации, началом формирования технических требований к данным изделиям, закладкой основных технических решений и нормативов по построению систем. Все вышеперечисленные задачи были поставлены перед специалистами СКБ «Газприборавтоматика». Предприятие стало первопроходчиком и законодателем технической политики в области создания систем телемеханики для магистральных трубопроводов. Первым пробным «камнем» явилась разработка релейной системы диспетчерского управления типа ТРДС, которая после усовершенствования получила название ТРДС-64.
    Системами телемеханики, разработанными в СКБ «Газприборавтоматика» для телемеханизации магистральных трубопроводов в 1960–1980 гг., были системы «Диспетчер-1» и «Диспетчер-2», а также «Импульс-1» и «Импульс-2», работавшие по телефонным каналам. Основными элементами этих систем были реле и полупроводниковые логические элементы.
    С появлением новых приборов, микросхем и микропроцессоров, датчиков, управляемых запорных органов, увеличением контролируемых участков магистральных трубопроводов ставились новые задачи перед специалистами СКБ, которые в короткие сроки разработали систему телемеханики «Старт-1» для газовых промыслов и систему телемеханики для линейной части газопроводов «Телекон-1» и «Магистраль­1» на новой элементной базе и комплектующих, что не замедлило сказаться на уровне самой разработки и интересе, проявленном потребителями. После отработки изделия и освоения опытных образцов производство систем телемеханики передавалось отраслевым заводам. Так, заводом «Калининградгазавтоматика» были выпущены сотни комплектов систем «Импульс-2» и «Магистраль­-1», которые и по сей день эксплуатируются во многих транспортных предприятиях газовой отрасли.
    Системы телемеханики, выпускаемые в течение последних 20 лет, были установлены на газопроводах Средняя Азия – Центр, Бухара – Урал, на объектах таких предприятий, как «Мострансгаз», «Лентрансгаз», «Кубаньгазпром», «Кавказтрансгаз», «Белтрансгаз». Всего введено в эксплуатацию более 1,5 тыс. контролируемых пунктов.
    В 1995-1996 гг. специалистами фирмы «Газприборавтоматика» была создана и освоена производством система телемеханики «Магистраль­-2». В новой системе использована элементная база, а также принцип создания программно¬ориентированных комплексов, работающих по стандартным интерфейсам с использованием специально разработанного программного обеспечения.
    Система телемеханики «Магистраль­-2» наиболее полно отвечает требованиям разветвленных сетей газопроводов и газопроводов¬отводов, позволяет обслуживать большое количество технологических устройств по различным конфигурациям цепей с аналоговыми каналами связи и возможностью работы с использованием УКВ-радиосвязи. Система функционирует при температуре окружающего воздуха от -40 до 70 °С и имеет исполнение для работы на открытом воздухе и во взрывозащищенном исполнении.
    В разработке «Магистраль­-2» также учитывались уже сформировавшиеся к тому времени международные требования к системам телемеханики.
    Контрольный пункт телемеханики имеет встроенные источники бесперебойного питания, возможность сопряжения с различными цифровыми каналами передачи данных; элементная база обеспечивает максимальное быстродействие и точность измерений технологических параметров, имеет открытую, гибкую и прозрачную архитектуру, реализованную на базе стандартных протоколов и форматов передачи данных унифицированных интерфейсов сопряжения с первичным датчиковым оборудованием.
    Начиная с 2000 г. рядом проектных и эксплуатационных организаций были поставлены задачи телемеханизации ГРС и впоследствии выполнения комплексом функций САУ ГРС, а также различных видов КП, в том числе микроКП с малым числом телеопераций для небольших ГРС и пульта дома оператора. Это потребовало разработки целого ряда аппаратно­программных средств. Совокупность таких средств наряду с отработанными в рамках телемеханики линейной части средствами связи и предлагаемой технологией поставок контрольных пунктов заводской готовности легла в основу системы линейной телемеханики «Магистраль­-3». В настоящее время СЛТМ проекта «Магистраль­-3» обеспечивает телемеханизацию линейных крановых площадок, узлов приема и запуска очистных устройств, станций катодной защиты, газораспределительных станций (ГРС) и газораспределительных пунктов (ГРП) сетей низких давлений.
    Сегодня «Магистраль­-3» – это собственная SCADA-система в составе комплекса программ «ЗОНД», совместимая с ранее выпущенными комплексами «Магистраль­-1» и Магистраль­-2»; наличие мощного процессорного ядра; возможность работы на различные каналы связи, включая GSM-каналы мобильных операторов; широкий выбор средств отображения и ввода информации; отработанный ряд конструктивных решений исполнения основных составных элементов для различного применения; широкая номенклатура собственных устройств бесперебойного питания, использующих энергию газа, солнечную и ветровую энергию. Предлагаемые средства проекта «Магистраль­-3» полностью обеспечивают выполнение задач по телемеханизации практически любых объектов отрасли.
    Все эти годы, кроме выпуска систем телемеханики, предприятия ОАО «Газавтоматика» проводили и проводят весь комплекс работ по телемеханизации объектов предприятий ОАО «Газпром», а именно: проектирование – фирма «Тверьгазавтоматика»; изготовление блок-контейнеров и автономных источников электропитания солнечных батарей, специализированных передвижных автолабораторий телемеханики – завод «Саратовгазавтоматика»; изготовление концевых выключателей, диэлектрических вставок, узлов управления кранами и т. д. – завод «Калининградгазавтоматика»; строительно­монтажные и пусконаладочные работы – фирмы «Газпромавтоматика», «Центргазавтоматика», «Волгоградгазавтоматика», «Краснодаргазавтоматика», «Пермьгазавтоматика», «Смоленскгазсвязьавтоматика».
    Техническое и организационное руководство работами по телемеханизации, а также ведение договоров генерального подряда в составе центрального аппарата ОАО «Газавтоматика» ведет специально созданный Департамент по телемеханике.
    Предприятия ОАО «Газавтоматика» в последние годы участвовали в телемеханизации межпромысловых коллекторов Уренгойского газоконденсатного месторождения, газопроводов Ямал – Европа, Россия – Турция («Голубой поток»), Заполярное – Уренгой, СРТО – Торжок, объектов предприятий «Лентрансгаз», «Кавказтрансгаз», «Уралтрансгаз», «Самаратрансгаз», «Пермтрансгаз», «Мострансгаз».
    В настоящее время и в перспективе перед коллективами предприятий ОАО «Газавтоматика» стоят новые задачи, связанные с разработкой и освоением производства систем телемеханики с новыми функциями:
    - интеграция с системами телемеханики других производителей, установленными на соседних объектах, но административно относящимися к одному предприятию, системами учета газа, нефтепродуктов, электроэнергии, теплоносителей;
    - передача информации не только по выделенным каналам проводной связи, но и по оптоволоконным и радиоканалам, каналам стандартов GSM и Tetra;
    - управление системами собственного энергообеспечения удаленных контролируемых пунктов, включающих энергопитание от сети переменного тока, а также от солнечных батарей, ветрогенераторов, газогенераторов типа ГТГ;
    - расширение функций систем телемеханики до САУ ГРС;
    - функционирование в составе газоизмерительных станций;
    - обнаружение утечек в продуктопроводах и в перспективе – в газопроводах;
    - расширение функций управления объектами электрохимической защиты;
    - взаимодействие с АСУ энергообеспечения;
    - сбор информации с метрологических постов;
    - передача информации от систем дефектоскопии оборудования газовых промыслов и линейной части газопроводов.
    Главное, чтобы было определено место систем телемеханики как функционального ядра в обработке и транзите технологической информации от всех систем, функционирующих на удаленных объектах, и вытекающее из этого увеличение функциональных возможностей систем телемеханики.



Тел./факс (812) 633-30-67
e-mail: info@s-ng.ru
ICQ: 309870098
Редакция "Сфера Нефтегаз"
192012, Санкт-Петербург,
Пр. Обуховской Обороны, 271, лит.А, офис 610
Свидетельство о регистрации
средства массовой информации
ПИ N ФС2-7409 от 18.02.2005 г.


Сводная статистика WWW.S-NG.RU

  За сегодня За 7 дней За 30 дней
хосты 228 2704 15689
 хиты 894 17664 89771