На главную страницу ICQ: 309870098
  









ЖУРНАЛ »  2007, Nº2 »  ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НЕБА НА ЗЕМЛЕ

ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НЕБА НА ЗЕМЛЕ
Богуслаев В. А. - президент, председатель совета директоров ОАО "Мотор Сич"
Украина, 69068, г. Запорожье, ул. 8-го Марта, 15
тел. (38 061) 720-49-53, 720-44-80
факс (38 061) 720-45-52
e-mail: bent.vtf@motorsich.com
www.motorsich.com
    Отмечающее в 2007 году свое столетие Запорожское открытое акционерное общество «Мотор Сич» является крупнейшим производителем авиационных двигателей. Наряду с производством авиационных двигателей одним из приоритетных направлений деятельности ОАО «Мотор Сич» является выпуск газотурбинных промышленных приводов и электростанций, в первую очередь для нужд нефтегазовой промышленности.
    Ветераны нефтегазовой промышленности хорошо помнят, что достигнутый во второй половине шестидесятых и семидесятых годах высокий темп освоения новых нефте­ и газоносных регионов на севере России и в Средней Азии был во многом определен использованием буровых установок «УралМаш-3Д-ГТП», «Уралмаш-3Д-ГТП-П», БУ-80 и БУ-125 с выпускаемым нашим предприятием газотурбинным приводом семейства АИ-23 (АИ-23СГ, работающий на природном или попутном газе и АИ-23У на жидком топливе).
    Более 600 двигателей этого семейства успешно эксплуатировались свыше 20 лет в составе 116 буровых установок в России, Азербайджане, Украине, Узбекистане и других районах, продемонстрировав высокую надежность и эффективность.
    Не меньшей популярностью пользовались в то время, да и сейчас наши газотурбинные электростанции мощностью 2,5-МВт – передвижные ПАЭС-2500 и блочно-транспортабельные ЭГ-2500, оборудованные газотурбинным приводом повышенной надежности и экономичности АИ-20. Сотни этих электростанций успешно эксплуатируются в отдаленных и труднодоступных районах СНГ – в Ухте, Надыре, Магадане, Якутии, на Сахалине и Мангышлаке и т.д., а также в государствах дальнего зарубежья – Аргентине, Бразилии, Венгрии, Гвинее и др.
    В настоящее время ОАО «Мотор Сич» выпускает широкую гамму ГТП мощностью 1; 2,5, 6,3; 8; 10 Мвт, а также электростанций на их основе. Эти ГТП эксплуатируются также в составе газоперекачивающих, газлифтных и нефтеперекачивающих агрегатов в ряде стран мира, успешно используются как при строительстве новых компрессорных станций, так и при реконструкции находящихся в эксплуатации.
    С 1995 года ОАО «Мотор Сич» выполняет работы по реконструкции газоперекачивающих агрегатов путем замены выработавших ресурс приводов предыдущего поколения, например, НК-12СТ мощностью 6,3 МВт на ГТП Д-336 аналогичной мощности или АИ-336-2-8 мощностью 8 МВт; газовой турбины MS3142 фирмы «Дженерал Электрик» в агрегате ГТК-10И на десятимегаватный привод АИ-336-2-10.
    Такие замены позволяют не только на 25–30% снизить затраты топливного газа и примерно в 4 раза – расход смазочных материалов, но и значительно улучшить экологическое состояние в районе компрессорных станций за счет применения электрического или воздушного (вместо газового) запуска и снижения теплового загрязнения атмосферы, уменьшения выбросов оксидов азота, СО, а так же значительного уменьшения уровня шума.
    При реконструкции параллельно с установкой нового газотурбинного привода производится замена существующей релейной системы автоматического управления газоперекачивающего агрегата на современную САУ с использованием микропроцессорной техники, а также модернизация станционного оборудования:
    – производится замена газового запуска газотурбинного привода на электрический или воздушный;
    – улучшается вентиляция контейнера турбоблока,
    – модернизируется воздухоочистительное устройство, блок подготовки топливного газа и т.д.
    На сегодняшний день в составе новых и модернизированных газоперекачивающих агрегатов успешно эксплуатируется 95 приводов семейства Д-336 различной мощности на компрессорных станциях «Укртрансгаза», ОАО «Газпром» Российской Федерации, в Белоруссии, Узбекистане, Туркмении, Болгарии, Иране и Турции.
    Учитывая повышение требований к экологическим характеристикам ГТУ, возросшее потребление энергоресурсов, удорожание углеводородного топлива и современное состояние энергетической и газотранспортной отраслей стран бывшего СССР Запорожское ОАО «Мотор Сич» постоянно проводит работу по дальнейшей модернизации и совершенствованию выпускаемых ГТУ, повышению их экологической привлекательности, экономичности и переводу на работу по когенерационной схеме. Часть этих работ проводится совместно с ГП «Ивченко-Прогресс».
    Применение малоэмиссионных камер сгорания в ГТУ АИ-336 мощностью 8 и 10 МВт позволило снизить вредные выбросы СО и Nox до величин 80мг/м3. Уменьшение уровня выбросов вредных веществ происходит за счет оптимизации топливовоздушных потоков в камере сгорания с помощью байпаса (воздушной заслонки), регулирующей расход воздуха в камере сгорания по команде от электронного блока управления.
    Улучшению экологической обстановки способствует также применение электрического запуска ГТП вместо турбодетандерного газового стартера, выбрасывающего в атмосферу более 100 кг метана в процессе каждого запуска.
    Газотурбинные приводы семейства Д-336/АИ-336 использованы также в разработанных в ОАО «Мотор Сич» блочно-транспортабельных электростанциях ЭГ-6000 и ЭГ-8000, номинальной мощностью 6 и 8 МВт.
    Расширение мощностного ряда уже выпускаемых ОАО «Мотор Сич» ГТП за счет разработки привода мощностью 20...25МВт на базе двигателя Д-18Т, который устанавливается на самолеты Ан­124 «Руслан» и Ан­225 «Мрія», открывает новые горизонты повышения эффективности выпускаемой наземной техники. Эксплуатация в течение более 20 тысяч часов созданных на базе турбины вентилятора двигателя Д-18Т автономных блоков модуля свободной турбины МСТ-198 производства «Мотор Сич» в составе электрогенерирующих установок ПГТУ55СТ-20 (разработка ТМКБ «Союз») и ГТУ-89СТ-20 (разработка МКБ «Гранит») в г. Новополоцк (Беларусь) позволяет надеяться на реализацию нового проекта.
    Рост цен на энергоресурсы и их дефицит во многих странах и регионах стимулировал поиск нетрадиционных источников энергии.
    В этом плане весьма перспективным является использование огромного потенциала газотранспортной системы, где на газораспределительных станциях и газорегулирующих пунктах при дросселировании газа с давления 30–65 кг/см2 в магистральных газопроводах до необходимого потребителю давления 1–12 кгс/см2 выбрасываются на ветер миллионы мегаватт энергии.
    С целью использования этой энергии на нашем предприятии завершается создание турбодетандерной электростанции «Мотор Сич ЭТД-1000-01», мощностью 1 МВт, предназначенной для редуцирования газа высокого давления и выработки электроэнергии.
    Такой способ получения энергии является не только энергосберегающим и энергоутилизационным, но и в высшей степени экологически чистым и экономически эффективным.
    Подводя итог можно сказать, что ОАО «Мотор Сич» готово предоставить нефтегазовой отрасли целый ряд современных высокоэффективных газотурбинных промышленных приводов, выполнить полный комплекс работ по реконструкции существующих газоперекачивающих агрегатов, обеспечить поставку широкой гаммы экономичных и надежных газотурбинных электростанций.



Тел./факс (812) 633-30-67
e-mail: info@s-ng.ru
ICQ: 309870098
Редакция "Сфера Нефтегаз"
192012, Санкт-Петербург,
Пр. Обуховской Обороны, 271, лит.А, офис 610
Свидетельство о регистрации
средства массовой информации
ПИ N ФС2-7409 от 18.02.2005 г.


Сводная статистика WWW.S-NG.RU

  За сегодня За 7 дней За 30 дней
хосты 88 4270 26496
 хиты 160 10264 76229