На главную страницу ICQ: 309870098
  









ЖУРНАЛ »  2007, Nº2 »  ВОДИТЕЛИ ВОРУЮТ ВАШЕ ТОПЛИВО? ЕСТЬ ЛИ ВЫХОД...

ВОДИТЕЛИ ВОРУЮТ ВАШЕ ТОПЛИВО? ЕСТЬ ЛИ ВЫХОД ИЗ ЭТОЙ СИТУАЦИИ?
Емельянов С. В. - ООО "Омникомм Технологии"
г. Москва
тел./факс (495) 7889110, 7889182, 7711640
e-mail: emelianov@omnicomm.ru
www.omnicomm.ru
    Нефть можно назвать черным золотом. На сегодняшний день благодаря этому золоту держится бюджет нашей страны. Компании, деятельность которых связана с нефтью и газом, считаются очень прибыльными. Однако, даже успешные и прибыльные компании не застрахованы от воровства, от воровства топлива. О том. каким образом можно предотвратить воровство топлива и использование техники в своих личных целях водителями спецтехники, транспорта, а так же воровство топлива с тепловозов и судов мы расскажем в этой статье.
    Добывая нефть и газ из недр Земли мы тем самым даем возможность воровать эти ресурсы. К сожалению ни наши законы, ни наш управленческий контроль, ни наш менталитет не уберегают нас от воровства. У нас принято использовать любую возможность подзаработать, «подшабашить» и, к сожалению, эти возможности направлены в обратную сторону интересам самой компании, в которой мы работаем.
    Часто поднимаются вопросы о воровстве нефти и газа из трубопроводов в России, в странах СНГ и др. Однако, о том что топливо воруется из топливных баков водителями различной техники – об этом редко упоминают, да и цифры воровства сложно установить (но тем не менее в рамках компании, обладающей парком спецтехники, транспорта они очень значительны!)
    Известно, что затраты на топливо являются одной из основных их составляющих среди эксплутационных расходов компаний, имеющих в своем арсенале различного рода технику, транспорт. Так например, топливо воруется из топливных баков различных экскаваторов, погрузчиков, бульдозеров и другой техники, использующейся для прокладки и монтажа трубопроводов, подготовки месторождений, бурения и т.д. Топливо воруется из топливных баков тепловозов, судов и даже из топливных баков дизельных электростанций.
    Не стоит скрывать, что сегодня – воровство топлива – это хорошо организованный «бизнес». «Дополнительный заработок» у грамотного водителя техники составляет не менее половины от официальной заработной платы. О том, что топливо воруется, знают все – и директор, и зам, и начальник гаража, и главбух – а что поделаешь – норма. Проблемы, связанные с перерасходом топлива, в большинстве случаев не выявляются, и средства, израсходованные на горючее, списываются согласно прилагаемым чекам или ведомостям собственной заправки.
    Основные махинации можно подразделить на две группы:
    – это использование техники и транспорта водителем в своих личных целях: «левые рейсы», «шабашки», работа на стороне в свой карман, или наоборот бездействие (полдня простоять в укромном месте). Не соблюдаются условия экономичной езды (сперва отдохнуть, а потом жми на газ!). При этом повышается риск попадания в аварию.
    – это слив, воровство топлива, списание денег в счет закупки. В этом случае приобретаются поддельные чеки, а деньги списываются, или например машину заправляют некачественным суррогатом на трассе за полцены, довольно часто водитель сговаривается с оператором АЗС (в чеке указан один объем, а на самом деле топливо в бак поступило в меньшем объеме, разница выдается водителю в виде наличных). Возможна заправка топлива в одной стране за свои деньги и предоставление чека из другой страны на большую сумму или заправка по карточке чужой машины. Часто практикуется слив топлива из бака, при этом подкручивают показания спидометра или моточаса.
    На сегодняшний день на рынке представлены различные системы, основной задачей которых является контроль и экономия топлива. Среди них можно выделить следующие основные типы:
    – Системы аналитического типа – на базе бортовых компьютеров. Принцип работы – вычисление объема топлива, поданного в цилиндры двигателя. Достоинство – возможность контроля текущего мгновенного расхода топлива: водитель приучается к экономному стилю езды. Недостаток – вычисления расхода топлива производится по алгоритму, который настроен на стандартные дорожные условия и среднюю температуру. Как только параметры выходят из предусмотренных рамок, растет ошибка. Такие системы так же не отмечают сливы топлива и заправки. При нажатии определенных комбинаций клавиш система сбрасывает свои показания. При этом водитель может установить желаемое потребление по своему усмотрению. Блокировка обмана, основанного на махинациях с «левыми» чеками, также невозможна.
    – Системы проточного типа черпают информацию от расходомера­турбинки в топливопроводах автомобиля. Достоинство – показание фактического количество топлива, прокаченного через магистраль. Недостаток – большая погрешность и возможность вмешательства в такую систему водителем. При этом в российской солярке встречается большое количество твердых частиц, которое сокращает ресурс турбинки, могут возникнуть проблемы в холодное время года с отложениями парафина в магистралях и на турбинке. Водители продувают турбинку сжатым воздухом до тех пор, пока не «надуют» нужный объем топлива, махинации с чеками также не блокируются. К тому же любое вмешательство в топливную магистраль техники официально запрещено всеми производителями, т.к. приводит к поломке ТНВД, ТННД и других дорогих агрегатов топливной системы.
    – Приборы, контролирующие расход топлива с помощью штатного датчика уровня топлива не способны контролировать ни передвижение автомобиля, ни работу двигателя, их очень легко вывести из строя. Есть возможность обмануть прибор путем слива топлива на стоянке с включенным зажиганием, невозможно так же проследить «левый» пробег машины; рассчитать расход на 100 км пути. При анализе данных от таких устройств резко повышается трудоемкость работы менеджера предприятия. На отечественных транспортных средствах такое оборудование не работает из-за большой погрешности штатных датчиков уровня топлива.
    – Системы FMS. Преимущества таких систем, обрабатывающих данные, полученные от высокоточных емкостных датчиков уровня топлива, заключаются в том, что это устройство закрытого типа; информация, считываемая с данного устройства, доступна только руководству предприятия. Она полностью недоступна водителю, не дает ему почву для каких­либо махинаций. Программное обеспечение таких систем позволяет получать информацию о работе, как отдельной машины, так и всего парка техники. Система FMS включает в себя три основных компонента – устройство FMS (черный ящик) и высокоточный емкостной датчик уровня топлива, которые в комплексе устанавливаются на транспортное средство, и устройство считывания для компьютера в офисе.
    Устройство FMS – это «черный ящик» (черная пластиковая коробка, размером с сигаретную пачку). Это устройство монтируется в кабине и подключается к электрике машины. В дальнейшем производится считывание информации с датчика скорости, датчика топлива в баке, генератора, двигателя и др. объектов, дающих информацию о работе машины и расходе топлива. Устройство FMS хранит информацию о работе машины в течение двух месяцев. Оно легко снимается с машины и вставляется в разъем персонального компьютера, оснащенного необходимой программой. Далее показания с датчика в течение нескольких секунд переносятся в компьютер. Впрочем, возможно производить считывание, не снимая прибор с техники, автоматически. Устройство возвращается водителю, а с полученными данными начинает работать персонал компании. Информацию о работе автомобиля можно архивировать на любых носителях, данные обрабатывать на компьютере, экспортировать в Excel и другие программы.
    Помимо контроля расхода топлива, по показаниям прибора FMS ответственный сотрудник предприятия может анализировать эффективность работы техники, определять, простаивала она или работала, просто был заведен двигатель или техника двигалась, а так же как именно она передвигалась.
    Основными показателями, которыми оперирует программа являются количество топлива в баке на начало и конец периода; общее количество заправленного и истраченного топлива; общее количество слитого топлива; пробег машины в километрах; средний расход топлива в литрах на 100 км, на мото-час, на холостом ход;, время работы двигателя; время нахождения транспортного средства в движении. Все эти данные приводятся в виде таблиц и графиков.
    При установке системы FMS в топливный бак монтируется высокоточный емкостной датчик уровня топлива, имеющий погрешность не более 1%. Система FMS может считывать информацию и с обычного штатного датчика, однако у этих датчиков есть ряд существенных недостатков, которые не позволяют получать точную информацию о топливе. Это высокая погрешность штатного датчика – не менее 10%, имеются мертвые зоны сверху и снизу (показывает 0, хотя топливо еще в баке есть, либо полный бак, хотя топливо не долито до верхней части). На некоторых импортных машинах есть возможность использования штатных датчиков, хотя погрешность показаний будет составлять более 5%, так же водитель может легко обмануть штатный топливный датчик. Что же касается отечественных машин, то установка датчика «Омникомм» просто необходима. Размер датчика (длина) регулируется, поэтому спектр использования системы FMS очень широк – там где есть топливо – применима система FMS. Это и легковые машины, тягачи, спецтехника, карьерные самосвалы, а так же тепловозы, суда, котельные, электростанции, буровые и др.
    Проблема, связанная с воровством топлива актуальна не только в России, однако путь к решению этой проблемы открыли именно отечественные разработчики. Описанный выше метод контроля расхода топлива с использованием систем FMS – разработка Московской компании «Омникомм Технологии». Использование как устройств FMS так и высокоточных датчиков уровня топлива (так же разработка компании «Омникомм Технологии») позволила многим предприятиям абсолютно из разных сфер деятельности решить проблемы, связанные с воровством, перерасходом топлива, оптимизировать процессы работы. Благодаря дилерам, расположенным практически во всех крупных городах России уже работает несколько сотен тысяч систем FMS на машинах транспортных, строительных компаний, предприятий, занимающихся добычей полезных ископаемых и др.
    FMS давно шагнула за пределы России – есть партнеры в странах СНГ и Балтии, странах дальнего зарубежья (Европа, Бразилия, США, ЮАР и др.).
    Так, например, к системам FMS проявили интерес такие крупные компании, как: Компания ALL – America Latino Logistics ¬ крупнейший в Латинской Америке железнодорожный перевозчик (системы FMS были установлены на тепловозы).
    Компания «Дел Сокио» – лидер в транспортировке жидких нефтепродуктов и других жидкостей в Бразилии (автопарк – более 450 единиц, системы FMS были установлены на тягачи этой компании).
    Так же недавно, началось оснащение седельных тягачей (Mercedes-Benz и Volkswagen) системами FMS в Аргентине.
    А такой известный мировой производитель как TATRA оснащает автомобили системой FMS прямо на заводском конвейере в Чехии.
    Используя системы FMS имеется возможность учитывать конкретную специфику работы: например, количество срабатывания ковша экскаватора за смену, поднятие и опускание кузова самосвала, и многое другое. Основными достоинствами системы FMS являются большая информативность (кроме расхода топлива предоставляется информация о параметрах работы транспортных средств и спецтехники); низкая стоимость оборудования и высокая окупаемость (менее месяца); невмешательство в работу топливной аппаратуры (оборудование не может повлиять на подачу топлива в двигатель, на работу ТНВД и другого дорогостоящего оборудования топливной системы); универсальность устройства (устанавливается на абсолютно любую технику); простота монтажа и эксплуатации, например широкий диапазон рабочих температур от – 50 до + 85 градусов; невозможность незаметного вмешательства в работу устройства, антивандальная защита (отсутствие элементов настройки и индикации на оборудовании, которые можно было бы изменять, подкручивать); удобное программное обеспечение, возможность экспорта данных в другие программы; получение экономии от контроля и прекращения обмана со стороны водителей, повышение эффективности использования парка за счет повышения экономичности вождения, анализа выполнения рейса по топливу, отслеживания и оптимизации непроизвольных простоев; косвенный контроль исправности топливной системы по расходу топлива и анализу общей загруженности транспорта.
    Если сравнивать тахограф и систему FMS, то можно найти схожие функции, а принцип работы совершенно разный. Тахошайбы каждые сутки меняются, их можно купить на трассе, нарисовать. Как существуют поддельные чеки, так же можно подделать и шайбу, подогнуть иглу. Системы FMS не имеют каких­то датчиков, индикаторов, игл, частей, которые можно подкрутить, подогнуть, обмануть – здесь одна электроника. Прибор пишет показания с датчиков. Единственное, что можно сделать, – сломать или обрезать провода, тогда он ничего писать не будет. Но это потом непременно станет известно руководству: с этого момента перестанет считываться информация а значит появилась возможность воровать топливо. Прибор можно сломать механически, но это невозможно не заметить и случайной поломкой объяснить не получится. На некоторых предприятиях были случаи, когда, потеряв путь получения существенного дополнительного дохода, водитель просто кувалдой или другими сподручными средствами ломал датчик – по¬другому сломать его невозможно. Однако в дальнейшем с зарплаты этого водителя вычитывалась полная стоимость устройства, поэтому желание ломать в дальнейшем прибор и у этого водителя и у его коллег отпадало. Были попытки сливать топливо через «обратку» в канистры на ходу – такие сливы все равно прибор фиксирует. Там, где присутствует человеческий фактор, возможность договориться есть – человек надет лазейку как увеличить свой доход. В случае с системой FMS – договариваться не с кем. С компьютером много не поговоришь, да и взятки ему не нужны! Здесь все просто. Есть данные чека, объем и время заправки, которые зафиксированы в системе FMS, – и больше ничего.
    Результаты, которые получают предприятия после анализа работы с помощью системы FMS очень высоки. Представьте удивление руководства компании, в которой на протяжении долгих лет списывалось топливо из расчета нормы расхода 45–60 литров на мото-час (для бульдозеров). а после установки системы получили результат 26–30 литров на мото-час! Экономию в этих случаях посчитать нетрудно: для бульдозера экономия составит в среднем 25 л с мото-часа. Если посчитать, что водители на технике работают в две смены с 2-мя выходными в неделю, то экономия составит 91 000 литров в год от работы только одного бульдозера! Вот куда утекают денежные средства предприятия. Это колоссальная экономия. Прибор окупается в течение первого месяца эксплуатации, а затем предприятие получает чистую экономию, не говоря уже и о том, что некоторые водители могут заправлять дорогой автомобиль топливом отвратительного качества из стоящего на трассе трактора, заплатив вдвое меньше и сдав в отчет купленный на той же трассе чек. Иногда водители «накручивают» показания спидометра, списывая на якобы пройденные километры горючее. Такие махинации просто исключены в условиях работы системы FMS. Данные чека, объем и время заправки соотносятся со временем и объемом заправки, зафиксированных в системе FMS, поэтому все тайное становится явным. Системы FMS установлены на технику таких предприятий как ОАО «СУРГУТНЕФТЕГАЗ», ОАО «СТРОЙТРАНСГАЗ», ООО «ТРАНСНЕФТЬ», ОАО «ГАЗПРОМ», ООО «ПОДВОДНЕФТЕГАЗСЕРВИС», ООО «ПУРНЕФТЕПРОДУКТ», ООО «УСТЮГГАЗ», ЗАО «Железные дороги Якутии» и др.
    Система контроля расхода топлива компании «Омникомм Технологии» облегчает контроль над техникой, дисциплинирует водительский персонал и позволяет использовать ресурсы предприятия максимально эффективно. Однако не стоит думать, что система сама решит все проблемы и прекратит воровство топлива. Система скажет о том, сколько и кто ворует, кто не рационально использует транспортное средство, но решать такие проблемы может только ответственный руководитель, который, оперируя полученной информацией, сможет принять правильные управленческие решения по пресечению махинаций с топливом.



Тел./факс (812) 633-30-67
e-mail: info@s-ng.ru
ICQ: 309870098
Редакция "Сфера Нефтегаз"
192012, Санкт-Петербург,
Пр. Обуховской Обороны, 271, лит.А, офис 610
Свидетельство о регистрации
средства массовой информации
ПИ N ФС2-7409 от 18.02.2005 г.


Сводная статистика WWW.S-NG.RU

  За сегодня За 7 дней За 30 дней
хосты 88 4270 26496
 хиты 161 10265 76230