На главную страницу ICQ: 309870098
  











ЖУРНАЛ »  2005, Nº1 »  МАЛЫЕ АМФИБИЙНЫЕ КАТЕРА НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ

МАЛЫЕ АМФИБИЙНЫЕ КАТЕРА НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ
ООО "Компания "АНКЕР"

ООО "Компания "АНКЕР" 196084, Санкт-Петербург, ул. Коли Томчака, 28
тел. (812) 327-01-30, 387-89-31, 387-89-43
E-mail: anker@lek.ru
www.anker.spb.ru

Проектирование и производство амфибийных катеров на воздушной подушке.
В 2004 году ООО "Компания "Анкер" проводила испытания нового экспериментального малого амфибийного катера на воздушной подушке (МАКВП) АТП-5 "Умка" с автомобильным двигателем.

Подобные катера предназначены для круглогодичного использования на судоходных и на несудоходных акваториях могут работать на мелководных порожистых реках. Амфибийные суда могут двигаться по местности с относительно пологим рельефом по снежному и ледяному покрову, твердым и заболоченным грунтам, по травянистой растительности, преодолевать уклоны до 15° сходу и до 6° с места, отдельные препятствия высотой до 300 мм. Особенно ценным качеством, позволяющим сохранить хрупкую тундровую растительность и верхний слой почвы, является низкое давление на грунт - порядка 0,01 атм, что в 10 раз ниже чем у вездеходов на пневматиках низкого давления.

Чем обусловлено появление нового катера наряду с другими близкими, на первый взгляд, амфибиями российских и зарубежных производителей?
Во первых - маркетинговым анализом, реальной потребностью и все возрастающим спросом на амфибийные аппараты который, кстати, подтверждается все более многочисленными предложениями различных производителей.
Во вторых - современными, новыми, техническими и технологическими возможностями, обеспечивающие решение этой конструкторской задачи на качественно новом уровне.
В третьих - очевидной количественной и качественной недостаточностью предложения конкурентов, среди которых отсутствуют именно легкие и относительно недорогие именно суда, а не аппараты на воздушной подушке, пригодные для профессионального использования.
В четвертых - увлеченностью и уверенностью работающего сегодня в компании коллектива с 25 летним опытом создания малых КВП.

Построенный в инициативном порядке экспериментальный катер был предназначен для проверки принятой концепции и ряда новых конструктивных решений, выявления и устранения неизбежных, при создании новой техники, недочетов.
Проведенные испытания катера АТ-5 не только подтвердили правильность выбранного направления, но и помогли найти потребителя. В итоге, из экспериментального катер превратился в товарную продукцию.

Сейчас в "ООО "Анкер" разрабатывается новая модель, более полно учитывающая требования эксплуатации на основании полученного опыта и конкретных пожеланий Заказчиков, с которыми установились отношения сотрудничества.
Основное отличие новой модели будет состоять в повышенной проходимости - увеличении высоты и площади воздушной подушки, в повышении энерго- и, соответственно, тяговооруженности судна. Эти качества естественным образом улучшаются за счет установки более мощных двигателей Заволжского моторного завода в диапазоне 110...140 л.с.. Их применение вызвано не столько недостаточностью испытанных на экспериментальном катере ВАЗ 21213 и УЗАМ 248 мощностью 80 и 90 л.с соответственно, сколько стремлением увеличить ресурс моторной установки и, одновременно, повысить резервы мощности, которые могут быть задействованы в экстремальных случаях.
Дополнительно увеличены размеры обитаемой части катера, комфорт экипажа и пассажиров, запас хода катера по топливу. Новый катер будет иметь штатную вместимость всего на 1 человека больше, но будет способен и брать на борт большие дополнительные грузы и пассажиров.
Характеристики экспериментального МАКВП и нового катера приведены ниже.

Таблица 1.

Характеристика АТ-5 АТ-6
Длина по корпусу, Lк, м 5,50 6,10
Ширина по корпусу, Bк, м 2,10 2,10
Диаметр баллонов борта, м 0,40+0,27 0,40+0,27
Длина по ВП, Lп, м 5,65 6,20
Ширина по ВП, Bп, м 2,40 2,55
Эффективная высота ГО, hго, м 0,30 0,40
Площадь ВП, Sп, м2 12,50 15,50
Вместимость, кол. чел. на борту, вкл. рулевого 5 5
Полная масса (водоизмещение) катера, Gп, кг 1100 1350
Максимальная масса (водоизмещение), Gп, кг 1200 1500
Максимальная штатная грузоподьемность , кг 450 500
Двигатель, тип ВАЗ 21213
(УЗАМ 248)
ЗМЗ-410,
ЗМЗ-409,
ЗМЗ-4062
Мощность, Nmax , л.с. 80 (90) 110...150
Запас топлива, Vт, л. 60 90
Ожидаемая крейсерская скорость на тихой воде, v км/час 45 Ок. 48
Ожидаемая максимальная скорость, v км/час 55 Ок.60
На льду, v, км/час до 85 95
Градиент (отношение максимального упора на швартовах к полной массе катера) 0,11 (6°) 0,12(6,8°)

Класс катеров (по ГИМС РФ):
"Судно IV категории, 4 разряда, 3 класса".
В соответствии с классификацией ГИМС, катера будут относиться к судам, эксплуатирующимся на акваториях IV категории (внутренних акваториях и прибрежных морских районах), 4 разряда (hв1% <= 0,75 м, удаление от берега 3 км) и 5 разряда (hв1% =0,25 м, удаление от берега до 0,5 км и несудоходные прибрежные акватории с ограничением по скорости ветра ок. 12 м/с).

Для увеличения гибкости продукции в части соответствия сфере эксплуатации в компании применена специальная стратегия.

Основное достоинство и новизна предлагаемых судов заключается в том, что они созданы как пионерные "ОТКРЫТЫЕ МОДУЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ".

...Открытые чему? Прежде всего, это означает открытость широкому спектру всевозможных потребностей, пожеланий и, даже прихотей потребителя и оперативной модернизации под Ваши конкретные требования в процессе изготовления именно Вашего катера.

В качестве примера, представьте себе компьютер с периферийными устройствами и, даже основными комплектующими, подобранными наилучшим образом под Ваши задачи. Это открытая система, конфигурация которой может быть оптимизирована под конкретную работу.
Основные модули и агрегаты МАКВП, предлагаемых компанией, являются функционально законченными, а связи между ними - максимально гибкими.
Поэтому каждый из модулей может претерпевать глубокие изменения и самостоятельно развиваться в широких пределах. Согласуемые подсистемы, благодаря гибким связям и самостоятельности тоже легко изменяются.
Таким образом, достигнута уникальная гибкость и адаптивность проектов. Катера могут изменяться в широких пределах не только за счет опций, дополняющих базовое изделие, но и за счет основных подсистем. Например, могут устанавливаться различные двигатели в целях повышения полезной отдачи или адаптации к инфрастуктуре и сервисной базе, повышены вместимость и грузоподъемность за счет изменения корпуса и гибкого ограждения. И эти изменения в минимальной степени влияют на остальные подсистемы. Катера могут быть оснащены оборудованием, отвечающим конкретике использования.
В отличие от традиционного подхода к серийной продукции транспортного машиностроения могут быть изменены энерговооруженность судна и связанные с ней параметры, вместимость и грузоподъемность, размеры и комплектация.
Эти возможности и будут, как раз, использованы в новом проекте.

Помимо указанной уникальной гибкости изделия, каждая из подсистем катера также выполнена на уровне оптимальных и опережающих технических решений.

Вследствие этого, к числу несомненных достоинств катера следует отнести:

  • В отличие от большинства конкурентов, еще только осваивающих создание амфибийных аппаратов на воздушной подушке, катера компании "Анкер" создаются, в соответствии с нормативными требованиями, именно как СУДА, безопасность эксплуатации которых на воде должна быть обеспечена первую очередь. Катера, в связи с малыми размерами и оригинальностью конструкции будут изготавливаться под надзором ГИМС. Технические решения, недостающие в "Правилах..." принимались с учетом Речного Регистра, Регистра Судоходства РФ и "хорошей морской практики".

  • Предприняты меры по созданию безпрецендентной надежности. Корпус с надувным бортом и двойным запасом плавучести гарантирует даже избыточное выполнение требований к кораблестроительным качествам. Надежность эластичного корпуса увеличена вторым ярусом надувного борта. Изготовленный из современного винилового материала и разделенный на 9 непроницаемых секций, корпус ремонтопригоден, обладает высокой прочностью, непотопляемостью даже в случае повреждения днища и одной секции нижнего яруса надувного борта. Более того, даже при повреждении бортовых секций сохраняется возможность хода на воздушной подушке.

  • Предусмотрено навигационное вооружение на базе современных приборных комплексов, использование GPS систем.

  • Конфигурация корпуса со сдвоенным надувным бортом создает комфорт и чувство защищенности в режиме плавания даже на штормовом волнении, позволяет надежно и безопасно осуществлять подъем груза с поверхности и из воды, например при спасательных операциях. Эти особенности, несмотря на кажущуюся очевидность, специально проверялись в процессе испытаний экспериментального катера.

  • Обеспечена безопасность эксплуатации подъемно-движительного комплекса на базе осевого вентилятора с сегментным отбором воздуха в ВП. Для этого лопасти рабочего колеса могут быть выполнены из эластомера, а насадка - прочной, из алюминиевого сплава, предотвращающей повреждения окружающих конструкций, ранения персонала. Дополнительно, применение лопастей из пластичного материала позволило снизить уровень и тональность воздушного шума.
  • В отличие от некоторых современных тенденций, проявляющихся на продукции например, нижегородских предприятий, использующих надувные скеги или другие упрощенные схемы создания воздушной подушки, на катере применено "классическое" двухъярусное гибкое ограждение ВП. Оно состоит из кольцевого ресивера и навесных элементов оригинальной конструкции, выполненное из облегченных материалов, прочных и стойких к загрязнениям, обладает высокой живучестью, износостойкостью и ремонтопригодностью.

  • Гибкое ограждение имеет конструкцию, позволяющую повысить надежность, мореходность, остойчивость, снизить потери скорости на волнении независимо от курса к бегу волн.

  • В сложных навигационных условиях "беспутья", на которые рассчитаны катера, велика вероятность попадания в "неудобные" положения, ограничивающие движения. Для преодоления подобных ситуаций катера оснащаются ручной/ электрической лебедкой, позволяющей стаскивать катер без посторонней помощи в случае его застревания или отсутствия хода.

  • Обеспечены повышенная управляемость, маневренность и, главное, безопасность при выполнении маневров на высокой скорости. Управление оригинальным реверсивно-рулевым устройством и движением катера осуществляется с поста судоводителя. Органы управления - руль автомобильного типа, рычаг реверса, рукоятка "газа" и рычаг сцепления. В отличие от большинства малых катеров с упрощенными подъемно-движительными установками, катер может "зависать" на ВП на месте, осуществлять управляемое движение задним ходом.

  • Соблюдены требования к обитаемости. Отапливаемый салон максимально просторен. Тент утеплен. Широкие двери позволяют осуществлять без проблем посадку и высадку, погрузку носилок как на берегу, так и на плаву.

  • Сиденья кормового дивана могут трансформироваться в 1, 2 на ходу или 3 -4 спальных места на стоянке для отдыха пассажиров или сменного экипажа, перевозки до 2-х человек в положении "лежа", в том числе, на носилках.

  • Предусмотрена установка дополнительных рундуков и сидений, при необходимости - спецоборудования.

  • Отопление салона и обдув лобового стекла обеспечивает автомобильная печка.

  • Основные агрегаты и комплектующие просты и доступны для приобретения, обслуживания и ремонта на уровне квалификации моториста или водителя автомобиля. В частности, оригинальная трансмиссия конструктивно максимально простая.

  • В отличие от преобладающей практики установки авиационных двигателей, на катере применимы массовые недорогие автомобильные бензиновые и дизельные двигатели от 60 до 200 л.с. различных моделей. Причем, повышены их работоспособность и надежность двигателей за счет простых устройств и систем.

  • На экспериментальном катере установлен, в качестве базового, отечественный серийный автомобильный двигатель ВАЗ 21213. Он отвечает требованиям упрощения обслуживания и снабжения запасными частями, повышения ремонтопригодности, снижения начальных и эксплуатационных затрат. Как указывалось, возможны модификации по типу двигателя и агрегатной мощности. Испытано применение нового двигателя Уфимского завода автомобильных моторов УЗАМ 248. Для нового катера, по пожеланию Заказчика. Предусмотрена установка двигателей ЗМЗ.

  • Катер спроектирован с учетом требований транспортировки как в собранном, так и в разобранном на отдельные секции виде. Возможна поставка специального трейлера, перевозка целиком в кузове грузового автомобиля без нарушения габаритов, перевозка в контейнере ISO 20'' и 40'' без разборки или с частичной разборкой, позволяющей размещение в контейнере дополнительного груза.

  • Предусмотрено включение в комплектацию катеров пневмодомкратов, специальных съемных или штатных шасси для преодоления сложных участков трассы, технологических перемещений.

  • Катера могут эксплуатироваться в экологически чистых районах, заповедниках, в тундре и т. п., где применение традиционного транспорта может нанести непоправимый вред окружающей среде.

  • Катера относятся к продукции так называемого "двойного применения", то есть использоваться в служебных целях и для отдыха. Сфера круглогодичного использования катера проекта АТП-5 и АТ-6.

  • расширение зоны "обслуживаемого пространства" на необслуживаемые ранее акватории и территории, патрулирование проведение операций всех видов правоохранных служб МО, МВД, ФСБ, рыбоохраны и др.;

  • экспедиционные работы;

  • мониторинг всех типов акваторий, включая несудоходные, мелководные, загрязненные и заболоченные, в период ледостава и ледохода, участки мелеющих и горных рек;

  • круглогодичная перевозка людей и небольших грузов в труднодоступных районах, работа в тундре, в том числе почтовое и медицинское обслуживание удаленных населенных пунктов, постов, групп;

  • проведение спасательных операций по эвакуации людей со льда водоемов и с территорий, затопляемых во время стихийных бедствий, других мероприятий МЧС;
  • отдых и туризм, в частности летняя и безопасная зимняя рыбалка, охота.




  • Тел./факс (812) 633-30-67
    e-mail: info@s-ng.ru
    ICQ: 309870098
    Редакция "Сфера Нефтегаз"
    192012, Санкт-Петербург,
    Пр. Обуховской Обороны, 271, лит.А, офис 610
    Свидетельство о регистрации
    средства массовой информации
    ПИ N ФС2-7409 от 18.02.2005 г.


    Сводная статистика WWW.S-NG.RU

      За сегодня За 7 дней За 30 дней
    хосты 260 2481 14368
     хиты 749 12547 82446